Rambler's Top100

История развития биатлона Версия для печати
Написал Administrator   
28.10.2008
Наконец, на сессии МОК в Риме в 49 году блестящий спортсмен Свен Тофельд сумел проявить себя не менее блестящим оратором, настояв на том, чтобы утвердить «бег на лыжах со стрельбой по мишеням» в качестве зимнего многоборья, объединив оба вида в рамках одной федерации. Латинское название современного пятиборья – «пентатлон» – подсказало принцип наименования нового вида спорта – «биатлон». Чтобы оправдать соседство мало похожих друг на друга состязаний под эгидой одного союза, было придумано следующее официальное название – «современный зимний биатлон». Спустя год Тофельд возглавил Международную федерацию современного пятиборья, к которой через восемь лет было добавлено «и биатлона» (UIPMB), и оставался на этом посту вплоть до 1988 года. Отделиться от пятиборья окончательно биатлон смог лишь девять лет назад – в 1993-м.

С признанием нового вида спорта возникла необходимость упорядочить его правила. 45 лет назад это было не слишком затруднительно, поскольку состязались стреляющие лыжники только в одной дисциплине – индивидуальной гонке. Протяженность дистанции определили быстро – 20 км. С количеством огневых рубежей (4) тоже не возникло разногласий. Сложнее было с организацией стрельбы.

На первых официальных соревнованиях спортсмены продолжали по старинке палить по силуэту. В центре силуэта был нарисован круг диаметром 250 мм (при стрельбе лежа) или 350 мм (из положения стоя). Если биатлонист не попадал в круг, его наказывали минутой штрафа, а если мазал по силуэту – то двумя. Серьезным вопросом стало устройство места для стрельбы. Это ведь в наши дни результат стрельбы моментально фиксируют не только спортсмены и тренеры, но и все зрители. Падает черный кружок, и собравшиеся на стадионе болельщики приветствуют удачный выстрел. На заре биатлона все это выглядело совершенно иначе. Мишени были чаще всего бумажными, и окончательные результаты стрельбы определялась нередко лишь после финиша. Выглядело это так: спортсмен проводил серию выстрелов и уходил на лыжню, специальный судья в траншее снимал мишень, нумеровал ее и ставил следующую. Несложные арифметические действия подсказывают, что в случае участия в индивидуальной гонке 100 участников общее количество мишеней было 400.

Сложных и даже конфликтных ситуаций при такой системе возникало немало. Как, например, быть в случае попадания в линию – считать мишень пораженной или нет? Чтобы уменьшить число разногласий, шли на эксперименты. Например, стреляли по шарикам – резиновым камерам, натянутым сзади металлического щита. Курьезов хватало и здесь. Скажем, пуля, пробивая одну мишень, после рикошета от задней стенки могла запросто поразить еще одну цель. Некоторые «патриоты» из числа судей на местах придумали такой прием: вплотную к резиновой мембране ставили обыкновенную лопату, и пуля, отскакивая от нее, не рвала мишень, давая возможность считать цель не пораженной. Советские разработчики пробовали сделать мишени стеклянными.

В 1974 году Саратовский стекольный завод наладил выпуск специальных стекол, которые при попадании в них пули не разлетались вдребезги (можно ведь было соседнюю мишень разбить), а стекали, словно оплавляясь. Широкую дорогу оригинальной находке закрыли сложности транспортировки деликатного груза и увеличившаяся программа соревнований. К тому времени к индивидуальной гонке и эстафете добавился спринт. Так или иначе, но вплоть до Олимпиады в Сараево (1984) ничего лучше бумажных мишеней придумать не смогли.



Последнее обновление ( 17.11.2008 )
 
< Пред.